Как создавалась «Славянская эпопея», после которой Альфонса Муху назвали гением: 20 картин за 20 лет

 



Большинство знает выдающегося чешского художника Альфонса Муху, как великого декоратора, создававшего в свое время потрясающие плакаты и афиши в уникальном стиле. Но совсем немногим он известен, как художник-монументалист, написавший легендарный цикл масштабных полотен под названием «Славянская эпопея». Этому грандиозному труду художник посвятил почти 20 лет своей жизни и вошел в историю как гениальный мастер монументальной живописи.


Альфонс Мариа Муха - чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист.

Альфонс Мариа Муха - чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист.

Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha) (1860 - 1939) — чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее выдающихся представителей стиля «ар нуво». Он был знаменитым художником эпохи Модерна XIX-XX века, которого называют своим и Чехия, и Франция. Он прославился на весь мир оригинальными плакатами с изображением красивых женщин и изысканных цветочных орнаментов. Он также вписал свое имя и в историю дизайна ювелирных украшений и интерьеров.

Жизненный путь и творческая карьера Альфонса Мариа Мухи поражает своей насыщенностью и размахом. Выходец из бедной семьи мелкого чиновника, прошедший длинный путь от конторского писаря до всемирно признанного художника. Он по истине является удивительным и разноплановым мастером, сумевшим проявиться во многих направлениях изобразительного искусства и оставившим после себя огромное наследие, вошедшее в мировую сокровищницу живописи.

Предыстория создания монументального цикла «Славянская эпопея»


20 полотен вошедших в цикл «Славянская эпопея». Художник Альфонс Муха.

20 полотен вошедших в цикл «Славянская эпопея». Художник Альфонс Муха.


На рубеже двух веков в сознании мастера произошли кардинальные перемены. Он четко понимал, что его прежнее творчество исчерпало себя и, что оглушительный триумф и звание главного декоратора мира уже не удовлетворяет его. И у художника начала назревать идея о создании чего-нибудь монументального, которое бы прославило его в веках.

Впервые Муха всерьез задумался о своих национальных корнях, когда в 1900-м оформлял павильон Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. Именно тогда пришла ключевая идея, и у него начал формироваться замысел о создании живописной истории славянского мира Европы в грандиозном цикле картин. Художник всерьез заинтересовался историей славянства, что в дальнейшем и привело к созданию серии полотен «Славянская эпопея».

Автопортрет. Альфонс Муха в своей мастерской во время работы над «Славянской эпопеей».

Автопортрет. Альфонс Муха в своей мастерской во время работы над «Славянской эпопеей».


Однако, не все так было просто, как казалось на первый взгляд. Разумеется, что грандиозная задумка требовала и огромных денег. Но, реализовать свою мечту и на сей раз Альфонсу помог случай: в 1906 Американское общество иллюстраторов пригласило художника в США для сотрудничества. И он, не раздумывая, с семьей отправился за океан, где жил и работал до 1910 года. Нужно отметить, что и там чешский художник снискал себе славу превосходного мастера портретного жанра и автора обложек иллюстрированных журналов. Помимо творчества Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году, подписав контракт, создал в своем неординарном стиле декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке…

 «Введение славянской литургии в Моравии», 1912. (Из цикла «Славянская эпопея»).Художник: Альфонс Муха.

«Введение славянской литургии в Моравии», 1912. (Из цикла «Славянская эпопея»).Художник: Альфонс Муха.


В США Альфонса Муху считали крупнейшим живописцем современности. Однако, невзирая на громкий успех, славу и хорошие заработки, жизнь в Америке тяготила художника своим "коммерционализмом". Живя на чужбине, он постоянно лелеял надежду о возвращении на родину. Его чаяния усугублялись непреодолимым желанием, ставшим навязчивой идеей - создать грандиозный цикл эпических картин посвященных истории славянства.

«Славяне на исконной Родине: между туранским кнутом и готским мечом», 1912. (Из цикла «Славянская эпопея»). Холст, масло. 610 х 810 см. Пражская городская галерея. Художник: Альфонс Муха.

«Славяне на исконной Родине: между туранским кнутом и готским мечом», 1912. (Из цикла «Славянская эпопея»). Холст, масло. 610 х 810 см. Пражская городская галерея. Художник: Альфонс Муха.


И так случилось, что в 1909 году Муха, познакомившись с американским промышленником и дипломатом Чарльзом Крейном, поделился своей давней идеей, которая тут же нашла отклик в душе предпринимателя. Чарльз был убеждённым социалистом, который имел в России свой бизнес. Американец был влюблен в русскую культуру в целом и во Льва Толстого в частности. Он также был убежден, что западная цивилизация состарилась и изжила себя, и будущее теперь будет определять славянский мир, а именно Россия. Видимо с этих соображений американский миллионер и решил спонсировать задуманный художником дорогостоящий проект. Поэтому, подписав контракт с Крейном, Муха тут же отправился в Европу.

Работа над «Эпопеей»


«Печатание Кралицкой Библии в Иванчицах», 1914. (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.

«Печатание Кралицкой Библии в Иванчицах», 1914. (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.


Обосновавшись в огромном Хрустальном зале замка Збирог, что невдалеке от Праги, художник с большим энтузиазмом принялся за подготовку к творческому процессу. И в течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен аллегорического характера, изображающих переломные вехи в истории славянских народов. Именно этот труд Альфонс Муха считал главным делом всей своей жизни.

Стоит отметить, что, начав работать над циклом, живописец кардинально изменил свой обычный декоративно-линеарный стиль модерна на символизм, а типичные яркие локальные краски - на более приглушенную серо-голубую и серо-розовую палитру. Это было совершенно новым и необычным в его творчестве.

К тому же большая часть полотен «Эпопеи», написанных на огромных холстах размером 6 х 8 метров, выглядели как потрясающее зрелище, завораживающее своей масштабностью и размахом. Поэтому, глядя на это творение мастера, наверняка, каждый призадумывался о невероятной трудоспособности художника и завидовал его фантастическому упорству.

«Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской капелле», 1916. (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.

«Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской капелле», 1916. (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.


Существует легенда, что на подготовительном этапе для многофигурных композиций художнику позировали едва ли не жители целых деревень. Мастер изначально прописывал масштабные декорации, на фоне которых фотографировал костюмированные массовые сцены и главных персонажей, чтобы потом запечатлеть их на своих полотнах. Что любопытно, художник был и превосходным фотографом. После его смерти в его архиве было найдено около 1500 фотоснимков, которые он использовал в своей работе.

«Отмена крепостного права на Руси», 1914. (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.

«Отмена крепостного права на Руси», 1914. (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.


Так, задумав работу, посвященную отмене крепостного права в России, в 1913 году художник отправился в Москву и Санкт-Петербург, захватив с собой фотоаппарат. В этой поездке Муха делал много зарисовок и фотоснимков. Особенно впечатлила его Троице-Сергиева лавра и Красная площадь, которая по итогу была избрана фоновым сюжетом для картины «Отмена крепостного права на Руси».

«Петр Хельчицкий», 1918. (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.

«Петр Хельчицкий», 1918. (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.


Работая над «Славянской эпопеей», художник относительно безоблачно пережил время Первой мировой войны. А в 1918 году Чехословакия стала независимой, и Альфонс Муха, с воодушевлением встретил новую власть, которой нужны были свои собственные марки, деньги, бланки для официальных документов, конверты и открытки. И Муха опять оказался при делах. Кому как не ему, лучшему художнику-декоратору мира, было приложить руку к оформлению всего этого.

«После Грюнвальдской битвы», 1924. (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.

«После Грюнвальдской битвы», 1924. (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.


К 1919 году было готово уже первых 11 картин цикла, которые выставили в пражском Клементинуме, одном из самых крупных в Европе комплексов барочных зданий. Но, ожидаемого фурора не состоялось. Выставка не впечатлила жителей Праги, потому как даже в то время далеко не все принимали идею общности славян. Муху много критиковали, а особенно в родной Чехии. И лишь в Америке, где в 1921 году художник представил часть своей грандиозной «Эпопеи», она была принята тепло и восторженно.

Коронация сербского царя Стефана Уроша IV Душана как императора Восточной Римской империи (1926). (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.

Коронация сербского царя Стефана Уроша IV Душана как императора Восточной Римской империи (1926). (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.


Нужно отдать должное великому мастеру, который невзирая на критику и открытое неодобрение, не остановил работу над циклом, а продолжил ее. К 1928 году он окончил свой труд и все 20 полотен Муха предоставил в дар городу Праге. Но, поскольку в столице до войны не нашлось галереи, где цикл можно было бы разместить целиком, картины выставлялись частично в Выставочном дворце, затем они были отправлены в провинцию, в замок городка Моравский Крумлов.

Несколько слов о ключевом сюжете.


Святая Гора Афон (1926). (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.

Святая Гора Афон (1926). (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.


Показать единство славян, рассказать о важных вехах их истории и мифологии и было главной целью художника. Для этого автор выбрал важные культурные, религиозные, исторические и военные события, происходившие в славянском мире, начиная с языческих времен. А также исторические эпизоды из жизни чехов, русских, поляков, болгар, показывающих их общие корни. Здесь можно увидеть и отмену крепостного права на Руси, и проповедь Яна Гуса в пражской Вифлеемской часовне, и правление в Болгарии царя Симеона I Великого, и учение чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского и много еще выдающихся личностей и знаковых событий.

«Царь Симеон Болгарский», 1926-1928. (Из цикла «Славянская эпопея»).  Художник: Альфонс Муха.

«Царь Симеон Болгарский», 1926-1928. (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.


Сегодня о некоторых из представленных событиях помнят только историки, поэтому смысл, заложенный автором в «Славянскую эпопею», к сожалению, обычному зрителю, даже славянину, не совсем понятен.

«Присяга общества Омладина», 1926-1928. (Из цикла «Славянская эпопея»).  Художник: Альфонс Муха.

«Присяга общества Омладина», 1926-1928. (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.


Стоит также отметить, что большая часть полотен цикла связана по большому счету только с историей Чехии, Словакии или Моравии. Не зная ее, сложно понять, что хотел сказать автор. Именно за это Альфонса Муху при жизни критиковали, а созданный им грандиозный цикл был признан сугубо патриотическим произведением.

«Монт Атос», 1926-1928. (Из цикла «Славянская эпопея»).  Художник: Альфонс Муха.

«Монт Атос», 1926-1928. (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.


Последние годы жизни великого модерниста и судьба его «Эпопеи»



К 1930-м годам былая слава Альфонса Мухи потускнела, и он оказался в роли живого классика. Хотя 70-летнего живописца уважали, восхищаясь его прошлыми заслугами, но уже не ожидали от него чего-либо интересного. Да и пришло совершенно новое время, появились другие кумиры и объекты подражания.

Когда в марте 1939-го фашисты вошли в Чехословакию, Альфонс Муха, являясь патриотом своей станы и приверженцем идеи панславизма, не стеснялся в высказываниях по поводу политического преступления Германии. Престарелому художнику тогда уже было под восемьдесят, и разумеется, он не представлял реальную угрозу для нацистов. Тем не менее, Альфонса Муху официально признали врагом III рейха, его несколько раз арестовывали и допрашивали в гестапо. После одного из арестов художник слег с пневмонией и умер 14 июля 1939 года.

«Апофеоз истории Славянства», 1926-1928.  (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.

«Апофеоз истории Славянства», 1926-1928. (Из цикла «Славянская эпопея»). Художник: Альфонс Муха.


К счастью «Славянская эпопея», в отличие от ее автора, во время войны не пострадала и, начиная с 1963 года украшала Моравско-Крумловский замок. И лишь в 2000-х она была признана памятником культуры. И в мае 2012 года после долгого спора с властями города Моравский Крумлов, решением специальной комиссии Министерства культуры Чехии, картины вернулись в Прагу, столицу Чехии.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050221/48935/

Комментарии закрыты.