В Третьяковке открылась выставка «Библия Пискатора — настольная книга русских иконописцев»

Экспозиция представляет русскую иконопись конца XVII — начала XVIII века как явление, впитавшее наследие европейского Ренессанса и оставшееся самобытным



Настольное украшение «Жертвоприношение Авраама». Вторая половина – конец XVIII века. Архангельская губерния. Фото: Государственный Исторический музей

Выставка о влиянии западноевропейских гравированных Библий XVI–XVII веков на русское искусство Средневековья и Нового времени заинтересует не только специалистов. Речь идет о знаменитой Библии Пискатора, сегодня мало что говорящей широкому зрителю. А между тем именно эти богато иллюстрированные издания с гравюрами нидерландских художников XVI–XVII веков были когда-то очень популярны в России. Их коллекционировали, перелистывали и любовались ими в царских библиотеках, например Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, боярских и купеческих палатах. Одновременно Библия Пискатора служила богатым источником изучения и вдохновения для русских иконописцев, миниатюристов и мастеров монументальных росписей. Один ее экземпляр, датируемый 1643 годом и украшенный иллюстрациями к Ветхому и Новому Завету, с 1938 года хранится в отделе редкой книги библиотеки Третьяковской галереи. Издание это замечательно не только великолепными гравюрами, но и тем, что его страницы хранят следы испачканных в краске пальцев — свидетельство того, что им для работы пользовались именно живописцы. А как повлияла европейская гравюра на отечественных мастеров, расскажут русские иконы конца XVII — начала XVIII века, подобранные специально с этой целью. Они зримо демонстрируют, как, сохраняя верность православному канону, русским живописцам удавалось органично обогатить его стилистическими чертами Ренессанса и барокко.

«Христос и самарянка». Середина XVIII века. Москва. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея
Библия Пискатора
26 июня – 6 октября
www.tretyakovgallery.ru

Комментарии закрыты.