Французы открывают творчество Йорга Иммендорфа: картины и скульптуры немецкого художника-революционера выставлены в Сен-Поль-де-Ванс

Когда не было под рукой рупора, он брался за кисть. Великий провокатор, последний художник-марксист и классик современного искусства Германии, Йорг Иммендорф вновь берет слово. Живописные политические и социальные высказывания автора экспонируются во Франции — стоит присмотреться к искусству с голосом!
«Когда упадет первая бомба, ни один мольберт не устоит»
Это высказывание наиболее точно выражает отношение немецкого живописца к роли и задачам искусства: его работы были по-плакатному громкоголосны, они бросали вызов, заставляли переосмыслять прошлое Германии и спорить до хрипоты. Больше всего Иммендорфа беспокоили война и судьба разделенной Германии. «Кулак художника — тоже кулак», «Прекратите заниматься живописью», «Какую позицию занимаешь ты и твое искусство, коллега?» За картины-манифесты его беспощадно критиковали, но он все равно добился признания, став обладателем медали ФРГ.
Имя и работы художника вам знакомы? Возможно, в 2001 году вы посетили его персональную выставку в Русском музее (СПб). Вообще, вечный вопрос: не будь эти полотна еще и эффектно-интересными, мастерскими, услышан был бы их социальный призыв? В любом случае, творчество Иммендорфа достойно самого пристального внимания.
Йорг Йммендорф. Кафе
Йорг Йммендорф
Кафе
Йорг Йммендорф. Общительные люди

Экспозиция называется «The theatres of painting» — нечто вроде «Рисованных театров». Действительно, Иммендорф — художник-режиссер, его картины — будто сцены из фильма, перенесенные на холст. Автор обращается к образам политических деятелей, героям мифологии и странных сказок, сыпет тысячами аллегорий и символов.
Йорг Иммендорф (Jörg Immendorff) (1945−2007) появился на свет спустя несколько месяцев после окончания войны. Его учителем был сам Йозеф Бойс (Joseph Beuys), однако за нео-дадаистские выходки и революционные призывы будущую знаменитость из Дюссельдорфской академии «попросили». В последующем художник не изменял своему нраву: в 2004-ом он был арестован за участие в кокаиновой оргии, которую он, не растерявшись, объяснил проявлением смертельной болезни.
Йорг Йммендорф. Белые чашки
Йорг Йммендорф
Белые чашки
Прославившую бунтаря серию из шестнадцати полотен «Кафе Германия» Иммендорф написал во второй половине 1970-х.
Йорг Йммендорф. Сafe Deutschland I
Йорг Йммендорф
Сafe Deutschland I
XX
Йорг Йммендорф. Реди-мейд истории в кафе де Флор
На картину «Реди Мейд истории в кафе Дю Флор» перекочевали художники Макс Бекман, Отто Дикс, Фрэнсис Пикабиа, Йозеф Бойс, Георг Базелитц и коллекционер Михаил Вернер. Компания пребывает в опьяняющей смеси фантастики и реальности.

Вскоре Иммендорф возглавил движение постмодернистов «Новые дикие». Не желая рвать связи с классическим немецким искусством и будучи признанным представителем нового немецкого экспрессионизма, он, на самом деле, не вписывался ни в один конкретный жанр.
Йорг Йммендорф. Без названия
Йорг Йммендорф
Без названия
1996
Долгое время Иммендорф искал свое место в политике, ставшей первопричиной большинства его полотен, склоняясь, впрочем, к левым взглядам.
Интересно, что Иммендорф дружил с бывшим канцлером Германии Герхардом Шредером.
Йорг Йммендорф. Зеленое кресло
Йорг Йммендорф
Зеленое кресло
Художник ушел из жизни 8 лет назад во Франции. Этому предшествовала тяжелая болезнь, лишившая его возможности нормально двигаться. Большая часть выставки сфокусирована, как раз на заключительном периоде его работы.
Йорг Йммендорф. В кафе де Флор
Йорг Йммендорф
В кафе де Флор
1987
…Иммендорф больше не мог рисовать. С этого момента начинается удивительное приключение, во время которого художник разрабатывает уникальный творческий метод. Он был не способен взять в руку кисть×
Сухая кисть – прием в живописи и графике, который заключается в нанесении краски, содержащей малое количество связующих веществ (вода, масло) на поверхность. Таким образом, кисть остается практически сухой. Ею может служить бумага, дерево, металл, негрунтованное полотно или холст. В отличие от классической живописи маслом, процесс создания картины сухой кистью – менее длительный и трудоемкий. Портрет выполняется всего за несколько часов, а шарж – минут. При этом достигается фотографический эффект, а изображение не требует закрепления. Поэтому данная техника завоевала популярность среди уличных художников. На Арбате ей начали широко применять в 80-ых годах прошлого века. Ранее таким образом советские живописцы выполняли портреты советских вождей. Техника не является классической, поэтому ей не обучают в учебных заведениях. Однако метод «сухой кисти» известен еще с XIV века, когда китайские мастера создавали черно-белые пейзажи тушью. Помимо масла используют темперу, акрил и тушь. С помощью техники удается достичь мягкого перехода между светом и тенью. Краска растирается кистью по поверхности, при этом на более темные участки наносится большее её количество.
читать дальше
, но экспериментируя, с помощью помощников создавал «ментальные проекции» — аллегорические картины с волшебной композицией.
Йорг Йммендорф. Без названия
Йорг Йммендорф
Без названия
2006
Йорг Йммендорф. Сafe Deutschland
В ретроспективу вошли более 70 работ актуального немецкого художника. 50 картин, написанных с 1970 по 2007 год, среди которых — работы из знаменитой серии «Café Deutschland», главным мотивом которой являются холодная война и стена, отделяющая два совершенно разных мира: ФРГ и ГДР.

Йорг Йммендорф. Из серии "Cafe Deutschland"
Йорг Йммендорф
Из серии "Cafe Deutschland"
XX
Большинство работ, представленных на ретроспективе, предоставил немецкий коллекционер Михаэль Вернер, приобретавший картины Иммендорфа с 1970-ых. В Сен-Поль-де-Ванс на выставке «The theatres of painting» они будут представлены до 14 июня.

Комментарии закрыты.